От деталей «конструктора» до готового автобуса – так происходит выпуск транспорта мелкоузловым методом на саранском предприятии QazTehna. Чтобы развеять все домыслы и мифы вокруг этой темы, руководство автобусного завода QazTehna организовало пресс-тур для журналистов. Увидеть весь процесс можно было своими глазами.
Партнёром карагандинского завода выступил крупнейший мировой производитель автобусов – компания Yutong. Участником совместного предприятия является СПК «Сарыарка». Стоимость проекта порядка 23 млрд тенге.
Завод был открыт полгода назад с запуска цеха крупноузловой сборки (SKD), а сейчас предприятие заработает в полную мощность: запущен в эксплуатацию и цех мелкоузловой сборки (CKD). Здесь происходит сварка, окраска и сборка автобусов. Процесс трудоёмкий, задействовано больше людей, чем при крупноузловой.
– Мы производим сборку автобусов начиная с рамы, – говорит мастер цеха мелкоузловой сборки Жарас Исабеков. – То есть это установка всех мелких узлов и агрегатов на раму. Далее идёт спаривание вместе с кузовом, установка полов, вклейка стёкол и т. д. Потом осуществляется первый запуск авто, а дальше он отправляется в цех испытания.
В цехе установлено порядка 200 единиц высокоточного оборудования. Всё оно легко адаптируется под любой вид транспорта.
После полной комплектации автобус отправляется в цех крупноузловой сборки. Здесь находится испытательный центр. Теперь рабочие должны проверить транспорт на наличие дефектов.
– У нас последняя стадия дежурного цикла автобусов, – объясняет мастер крупноузловой сборки и испытаний Асет Блялов. – Мы проверяем на угол схождения, спидометр, также идёт контроль выхлопа углекислого газа, нагрузка на переднюю и заднюю оси и т. д. Обязательно проверяем на герметичность. Есть специальная камера, где имитированы все виды дождя. Есть бассейн, где проверяют надежность батарей электробусов.
Пройдя все посты контроля, транспорт отправляют либо на устранение дефектов, либо на обкатку. На заводе работают водители-испытатели. Их задача – проехать 15–20 км и понять, как ведёт себя автобус на трассе. После этого снова контроль каждой части. На выходе получается транспорт, отвечающий всем мировым стандартам качества.
– В день будем выпускать четыре автобуса. Годовая проектная мощность завода – 1 200 автобусов и электробусов, а также 500 единиц специальной техники. В планах заняться дорожно-строительной техникой, фронтальными погрузчиками, машинами скорой помощи, – рассказал директор ТОО «QazTehna» Аргулан Майконов. – В штате около 500 сотрудников. Все они прошли обучение у китайских специалистов компании Yutong. По мере расширения производства численность рабочих увеличится вдвое.
По Карагандинской области уже курсируют 64 автобуса, выпущенные заводом. В настоящее время заключены контракты ещё на 300 единиц общественного транспорта. По словам Аргулана Майконова, до конца года предприятие поставит на рынок 600 автобусов.
Продукция рассчитана на рынок Казахстана и страны Евразийского союза. В частности, теперь компания QazTehna станет поставлять автобусы марки Yutong в Россию.